Бегство от самого себя
"Заповедник" С.Довлатова в Театре имени Моссовета
Можно с уверенностью сказать, что этот спектакль возник "вопреки". Вопреки всему. Прежде всего трагическому уходу из жизни режиссера Михаила Зонненштраля. Вопреки многочисленным организационным проблемам. Но премьере суждено было состояться. Возможно, его увлеченность продолжала вести за собой всех участников. Возможно, это был вызов - тому самому "вопреки". На сцене "Под крышей" Московского театра имени Моссовета состоялась премьера спектакля "Заповедник" по повести Сергея Довлатова.
Действие происходит в пресловутый "период застоя". Сюжетные мотивировки также лежат в том времени и новому зрителю могут быть даже не вполне понятны. Действительно, молодого писателя Алиханова опубликовали в одном из европейских журналов, и из-за этого (!) он не только не смог печататься у нас, но и вообще лишился возможности работать по специальности. А его жена предлагает ехать в эту самую Европу, чему он всячески противится. Поколение, выбирающее пепси и ищущее вкус в жевательных резинках "Wrigley's", вообще запутается, что к чему.
Однако меньше всего это трагифарс эпохи застоя. Напротив, "Заповедник" совсем не укладывается в традицию такого рода постановок, хлынувших на постперестроечную сцену. Не укладывается ни по проблематике, ни даже по театральным средствам.
Стилистика бытового театра разрушается раньше, чем ее успеваешь принять. Разговор с майором Беляевым оказывается чем-то вроде детонатора для взрыва особой театральной реальности, которой присущи свои законы, понятные зрителям любых поколений. Абсурдность сюжета (с точки зрения нормального здравого смысла) воплощается в некую фантасмагорию, где сквозь абсурд прорываются живые человеческие движения.
Владимир Горюшин в роли майора Беляева показывает некий обобщенный типаж, доводя отдельные черты почти до гротеска. Лишь изредка вдруг показывается он живым человеком, но эти перемены парадоксальны и непредсказуемы.
Устав и измучившись, писатель решает поработать в Пушкинском заповеднике экскурсоводом. Заповедник здесь - некое заговоренное, волшебное, почти сказочное пространство, не то фантастическая "зона отчуждения" из романов Стругацких, не то заколдованный лес. Здесь может явиться во сне сам Александр Сергеевич (Юрий Черкасов). Здесь есть свои "аборигены" - Михаил Иваныч и Толик (Виктор Гордеев и Юрий Черкасов), - считающие деньги бутылками белого и красного. Сцена знакомства писателя с ними выглядит как отдельный уморительно-смешной номер, но в то же время подчеркивает "инакость" этого заповедного пространства, где человека постороннего даже понять не могут (только ли по причине неумеренного употребления спиртного?).
Официальным, если здесь уместно такое выражение, воплощением заповедного мира является Марианна Петровна в исполнении Нины Коноваловой - элегантная немолодая дама, "мечта отставника", по определению главного героя. Ее вопрос "Вы любите Пушкина?", задаваемый с почти партийной прямолинейностью, ставит писателя в тупик. И вдруг маска сброшена. Перед нами женщина, быть может, с трагической судьбой - но это лишь на секунду...
В заповеднике есть и своя заколдованная красавица - томная и загадочная Натэла (Елена Бероева). Есть, наконец, и душа заповедника - странная и наивная Аврора (Ольга Анохина), влюбленная в Пушкина восторженно и сентиментально.
Заповедный мир, в котором оказывается герой, представляет некий контрапункт, но и в то же время является отражением его собственного внутреннего мира. Словно из другой реальности - действительно из другой! - приезжает его бывшая жена Татьяна (Ольга Моховая), принося с собой те самые проблемы, от которых Алиханов убежал.
Дмитрий Журавлев в роли Алиханова не боится контраста внешней мягкости и неуверенности с огромным желанием работать и желанием себя для этой работы сохранить. Поэтому отъезд и совсем уж карнавальная финальная сцена "заграничной жизни" кажутся, словно сном.
Открывшаяся Алиханову истина проста и известна. Невозможно уехать от самого себя. Невозможно обрести свободу, если не чувствуешь ее в самом себе. Но именно свобода является непременным условием любого творчества.
Оказалось, что дело совсем не в "застойном" антураже. Тема сегодня актуальна не меньше, чем в момент написания довлатовской повести. "Проблему заповедника" каждый решает для себя сам.
Александр СМОЛЬЯКОВ.
Культура №12 (7123)
2 - 8 апреля 1998г.
|