Главная Биография Фотографии Театр Кино Пресса Гостевая Ссылки Почта


На неведомых дорожках "Заповедника"

В России Пушкина любят все. Перед юбилеем ежедневно разные люди с экрана телевизора читали строчки из "Евгения Онегина". К приближавшейся дате приурочивались мероприятия в различных областях общественной жизни. Но как раз по этому признаку спектакль московского театра имени Моссовета "Заповедник" выпадал из общего ряда. Премьера сценической версии знаменитой повести Сергея Довлатова состоялась почти за полтора года до 200-летия Пушкина.

"Вы любите Пушкина? " - задает главному герою бесцеремонный вопрос Марианна Петровна, начальственная дама в Пушкинском заповеднике.

Действие происходит в период "застоя". Сюжетные мотивировки молодому зрителю могут даже быть не вполне понятны.

Молодого писателя Алиханова опубликовали в одном из европейских журналов, и из-за этого он не только не смог печататься у себя на родине, но и вообще лишился возможности работать по специальности. А его жена предлагает ехать в эту самую Европу, чему он всячески противится.

Но спектакль - меньше всего трагифарс эпохи застоя. Напротив, "Заповедник" в постановке Михаила Зоннештраля и Ольги Анохиной (они же и авторы оригинальной инсценировки) совсем не укладывается в ряд спектаклей, буквально хлынувших на постперестроечную сцену. Не укладывается ни по проблематике, ни даже по театральным средствам.

Стилистика бытового театра расползается раньше, чем ее успеваешь принять. Разговор с майором Беляевым, который мог бы превратиться в занудный и одновременно нервный эпизод, оказывается чем-то вроде детонатора для развертывания особой театральной реальности, которой присущи свои законы, понятные зрителям любых поколений. Майор подносит к сигарете писателя спичку, тот закуривает, спичка продолжает гореть, и лишь в последний момент спохватившийся писатель задувает спичку в чужой руке...

Абсолютное жизненное неправдоподобие оборачивается здесь абсолютной правдой театра. Абсурдность всего сюжета (с точки зрения нормального здравого смысла) воплощается в некую фантасмагорию, где сквозь абсурд прорываются живые человеческие чувства.

Владимир Горюшин в роли майора Беляева показывает некий обобщенный типаж, доводя отдельные черты почти до гротеска. Лишь изредка показывается он живым человеком, но эти перемены парадоксальны и непредсказуемы.

Устав и измучившись, писатель решает поработать в Пушкинском заповеднике экскурсоводом. Заповедник здесь - почти волшебное, сказочное пространство, вроде "зоны отчуждения" Стругацких. Здесь может явиться во сне сам Александр Сергеевич (Юрий Черкасов) - и не памятником, а почти обыкновенным человеком. Здесь есть свои "аборигены" - Михал Иваныч и Толик (Виктор Гордеев и Юрий Черкасов), считающие деньги бутылками белого и красного. Сцена знакомства с ними выглядит как отдельный уморительно смешной номер, но в то же время подчеркивает "инаковость" этого заповедного пространства.

Официальным (если уместно такое выражение) воплощением заповедного мира является Марианна Петровна (в психологически точном исполнении Нины Коноваловой) - элегантная немолодая дама. "Вы любите Пушкина? " - звучит у нее как выстрел, как пионерское "Будь готов! ". И лишь однажды она сбрасывает маску, и перед нами женщина, может быть, с трагической судьбой - но лишь на секунду...

В Заповеднике есть и своя заколдованная красавица-русалка - томная и загадочная Натэлла (Елена Бероева). Есть, наконец, душа Заповедника - странная и наивная Аврора (Ольга Анохина), влюбленная в Пушкина восторженно и сентиментально.

Словно из другой реальности приезжает бывшая жена Алиханова Татьяна (Ольга Моховая), принося те самые проблемы, от которых он и бежал в Заповедник.

Дмитрий Журавлев в роли Алиханова не боится контраста внешней мягкости и неуверенности с огромным желанием работать и желанием себя для этой работы сохранить. Поэтому отъезд и совсем уж карнавальная финальная сцена "заграничной жизни" кажутся словно сном.

Открывшаяся Алиханову истина проста и известна. Невозможно уехать от самого себя. Невозможно обрести свободу, если не чувствуешь ее в себе самом. Но именно свобода является непременным условием любого творчества.

Кто знает решение этой проблемы? Пушкин?

Москва

АЛЕКСАНДР СМОЛЬЯКОВ
Русская мысль 01/07/1999



Copyright © 2004-2005 a-bobrovsky.narod.ru
Сайт управляется системой uCoz