Главная Биография Фотографии Театр Кино Пресса Гостевая Ссылки Почта


Танцуют все

Московские сцены захватили "учителя". В Театре им. Моссовета учатся танцевать, в Театре на Малой Бронной - ритмично двигаться

Вопрос "что такое режиссура и зачем она нужна?" волнует театральную общественность едва ли не больше, чем увеличение ВВП и пенсионная реформа вместе взятые. Творцы отвечают на него чаще всего так: "Режиссура - это искусство интерпретации". И в сущности они правы. Иначе смотреть сто восемьдесят первый вариант какой-нибудь "Чайки" или "Гамлета" было бы решительно невозможно - все авторские слова выучены едва ли не наизусть. Вот и смотришь (с интересом или без оного - тут уж как получится), что по поводу известных сюжетов думает тот или иной режиссер. Одним словом, кто в театральном доме хозяин, понятно каждому.

Пришел солдат с фронта

Спектакль Юрия Еремина в Театре им. Моссовета по пьесе Лопе де Веги "Учитель танцев" критики уже успели обругать. Попрекали всем подряд: тем, что комедия - не его, Еремина, жанр, тем, что с текстом обошелся не слишком почтительно, ну и, конечно, легендарный спектакль Центрального театра Советской Армии (постановка 1946 года) обязательно вспоминали. Тот самый, в котором Владимир Зельдин - не счесть, сколько лет, - блистал в роли зажигательного испанца-танцора. Дескать, вот, "были люди в наше время", а тут - и не смешно, и не в стихах, и дух, понимаешь ли, не захватывает. То есть никакой тебе "комедии плаща и шпаги" нет и в помине. И правда, нет тут этой "искрометной" комедии, ну так и бог с ней. Зато есть весьма симпатичная и какая-то очень теплая (на южном-то солнце) картинка-игрушечка, нарисованная режиссером поверх той, хорошо всем знакомой.
Еремин полюбил переносить действие известных пьес в иные времена, к нам поближе, так у него, видимо, фантазия легче пробуждается. Вот и "Учитель танцев" из века XVI переехал прямиком в XX. Угол дома с верандой, высоченные южные деревья, компания людей на велосипедах возвращается с праздника по случаю окончания войны (у Лопе де Веги - свадьба старшей дочери). И только не надо тут же вычислять, какая это война и участвовала ли Испания во Второй мировой. Была война, теперь мир, люди растерянны и одновременно счастливы просто по определению. Импозантный Альбериго (Геннадий Коротков) и две его дочери - старшая Фелисьяна (Ольга Остроумова), как выясняется, скучающая в замужестве уже целых четырнадцать лет, и молоденькая Флорела (Екатерина Гусева), только-только для любви созревшая, - расселись в саду под балконом и мило беседуют о том, что во время войны было не до танцев, и вот теперь на празднике девушки жмутся по стенкам, краснея за свое неумение. Невдалеке коза пасется, вызывая бурный восторг зрительного зала. На заднике солнце сияет, потом луна блестит. Словом, деревенская идиллия.
Альдемаро (Гедиминас Таранда), тот самый учитель танцев, похоже, прибыл сюда прямиком с фронта, в военной форме, на голове пилотка, портянки до колен. Приехал на велосипеде, в сопровождении боевого товарища Белардо (Александр Леньков), заводилы и острослова. Балетную форму изрядно погрузневший Таранда, может, и утерял, но на драматической сцене смотрится совсем неплохо. "О, голубка моя", - наяривает маленький оркестрик, и он танцует все, что попросят, - фокстрот, танго, вальс, фламенко. В нем есть какое-то простодушное обаяние, и даже то, что он выглядит настоящим увальнем, идет в дело. Неотесанный, грубоватый солдат с первого взгляда влюбился в юную красотку и попал в переделку. Известную классическую пьесу в стихах Еремин предпочел пересказать прозой. Взял подстрочник и изложил все своими словами. А когда дело дошло до всей этой ненатуральной кутерьмы - подброшенных писем, ложных обвинений, тайных ловушек, - устроил всем на радость эдакий "театр в театре". Спустил с колосников желанные плащи, поддал музыки и заставил героев говорить стихами, весьма, надо сказать, нелепыми.
Конечно, "Учитель танцев" никакое не событие в жизни театральной Москвы, так он и не задумывался как событие. В каком-то смысле это просто забава, умело, изящно и со вкусом обставленная, к тому же хорошо сыгранная. Можно, конечно, спросить, зачем серьезному режиссеру Еремину понадобилось забавляться такого рода игрушками, но лучше не спрашивать - зачем-то да понадобилось. В конце концов, так ли уж много у нас спектаклей, сделанных для чистого отдохновения, где все было бы так соразмерно и приятно глазу? Тут просто надо расслабиться и получить удовольствие.

Тени прошлого

Спектакль по пьесе молодого драматурга Екатерины Садур "Учитель ритмики" в Театре на Малой Бронной поставил режиссер Владимир Агеев, создатель знаменитых уже "Пленных духов" в Центре драматургии и режиссуры. Театр на Малой Бронной, стабильно остающийся вне общественного внимания, решил бороться с судьбой-индейкой с помощью вошедших в моду молодых режиссеров и - теоретически - правильно сделал. Пока на премьере "Учителя ритмики" сидело ползала, но если долбить все время в одну точку, может, что и изменится, кто знает.
Пьесу Агеев выбрал не классическую, никому не известную, интерпретировать в ней нечего, казалось бы, ставь, как написано, и не мудри. Но не мудрить Агееву неинтересно. В программку включили его, так сказать, манифест, многое в спектакле объясняющий. В современном театре, по мнению режиссера, не должна рассказываться история, сюжета в нем вообще может не быть. Зато в нем будет что-то еще, смутно называемое ассоциациями. Те, кто понял, могут смело отправляться на "Учителя ритмики". Все прочие не поймут ничего.
Сюжета и в самом деле нет, кто кому кем приходится, улавливаешь с трудом, с третьей попытки. Говорят странно, и все больше о непонятном. Зато есть ассоциации. Разнообразные чеховские мотивы порхают в воздухе наравне с чем-то мистическим. Новая русская мистика - так обозначен жанр. Одним словом, первые минут сорок кажется, что ты в сумасшедшем доме, из которого как можно скорее надо делать ноги. А потом происходит странное - ты втягиваешься незаметно для себя, вопреки всякой логике втягиваешься и сам становишься пациентом этой странной палаты. И в строгом соответствии с указаниями режиссера отбрасываешь попытки уловить сюжет и погружаешься в некую атмосферу, весьма умело созданную. И актеры начинают нравиться. Некоторые совсем неизвестные, молодые и явно талантливые, вот, например, Дарья Лузина прямо-таки отлично играет. И, самое интересное, кое-что начинаешь понимать.
В подмосковном пансионате собирается странная компания людей, изрядно в этой жизни нагрешивших (худо-бедно из текста это можно понять), и вот теперь грехи прошлого преследуют их, бродят тенями по пансионатским просторам и пугают. А может, все эти люди - тоже своего рода тени, призраки чьего-то воображения. Бог его знает, что все это значит, но отчего-то волнуешься. И, продолжая чеховские ассоциации, в конце концов чувствуешь себя доктором Дорном, рассуждающим о треплевском спектакле. Так и тянет сказать создателю этого диковатого "Учителя ритмики": "Странный какой-то ваш спектакль, и конец не очень понятен, но впечатление осталось. Вы талантливый человек, вам надо продолжать".

Марина Зайонц.
Итоги, 4 мая 2004 года




Copyright © 2004-2005 a-bobrovsky.narod.ru
Сайт управляется системой uCoz