Ни плаща, ни шпаги
"Учитель танцев" Лопе де Вега.
Режиссер Юрий Еремин. Театр имени Моссовета
Заранее обещали живую козу из театра Дурова. Коза есть. Она умилительно потряхивает рогами, утешает героя в печали и, естественно, сыплет орешками. Что с нее еще взять? А Гедиминас Таранда с той же неподдельной естественностью танцует. На то он известный танцовщик, руководитель "Имперского балета". И требовать от него актерских талантов - достойного переживания или, на худой конец, представления - так же глупо, как просить рогатое млекопитающее исполнить фуэте. Но потребовать хочется, так как в пьесе Лопе де Вега (старомодной, конечно, пьесе, ведь написана она была века этак четыре назад) танцы, вопреки названию, - не самое главное.
Впрочем, то, что принято считать главным в комедиях знаменитого испанца - любовь, честь и легкие, изысканные стихи, - похоже, не удовлетворило режиссера Юрия Еремина. Он расставил свои акценты, выбрав не поэтический перевод, а прозаический, точнее - вольно переложенный подстрочник. В результате - никаких плащей, никаких шпаг, благородные герои изъясняются выражениями вроде "валяйте отседова" и "уйди, гад". Под стать тексту выбрано и место действия: что-то явно деревенское, с тополями, массой зелени, низеньким забором, временами заменяющим балетный станок, птичьим чириканьем и недвусмысленным мычанием. Из Испании Золотого века действие перенесено в послевоенные годы прошлого столетия - фокстроты-блюзы-джазы, характерные костюмы и велосипеды вместо лошадей. Сам учитель танцев - то есть обедневший дворянин Альдемаро - в исполнении Таранды напоминает несколько отъевшегося Василия Теркина: потертая гимнастерочка, пилотка, обмотки и уродливые солдатские ботинки. В таком виде он и танцует бесконечные вальсы, танго и прочее фламенко. Партнерша Таранды, обаятельная и грациозная Екатерина Гусева, ничуть не уступает ему в танце. О любви в этом "Учителе" речь не идет - все слишком заняты пируэтами и поддержками. Честь тоже, простите за повтор, не в чести, особенно девичья - задолго до свадьбы парочка предается многообещающей гимнастике на полянке, а старшая сестра, которую в очередь играют красавицы Ольга Кабо и Ольга Остроумова, назначает свидание на сеновале. Очевидно, что подробные разговоры о репутации при таких раскладах абсолютно лишены смысла.
Вечерний клуб 22/04/2004
|