Главная Биография Фотографии Театр Кино Пресса Гостевая Ссылки Почта


Мучитель танцев

Лопе де Вега в Театре имени Моссовета

Золотой фонд отечественного театра, по счастью, богат легендарными спектаклями. Знаменитый "Учитель танцев" поставленный в 1946 году Владимиром Канцелем в Центральном театре Советской Армии, -из их числа. Он шел не одно десятилетие, давая публике возможность восхищаться талантами Владимира Зельдина, Любови Добржанской, Людмилы Касаткиной. Он был красив, поэтичен и романтичен, составляя тем самым разительный контраст "прозе жизни". Быть может, потому и стал долгожителем, равно как и надолго отбил охоту у современных постановщиков обращаться к этой комедии. Так что сегодня Театр имени Моссовета и режиссер Юрий Еремин, отважившиеся реанимировать известную пьесу, изрядно рисковали. Хотя, конечно, не собирались ни с кем и ни с чем конкурировать. Да и для критики пускаться в сравнительные анализы - занятие довольно глупое.

И все же есть у нынешнего "Учителя танцев" одна отличительная особенность. Надо полагать, стратегическая и программная - изощриться до предела, но сделать все по-другому. Отречься, трижды откреститься от прошлого, взамен же изобрести какое-то "новое прочтение". Изобретение, прямо скажем, не вполне удалось.

Есть ли место каким-то там романтике и поэзии в жестоком и рациональном XXI столетии? Вероятно, этим вопросом задался Юрий Еремин. И ответил: да никогда! Поэтому первым делом он все это у Лопе де Веги решительно отобрал, вместо оригинальной пьесы предложив некий сценарий собственного производства, где стихи обратились в банальную прозу В уста же некоторых персонажей вложены реплики, доходчиво объясняющие, что подобный ход в условиях нынешней реальности - единственно правильный и актуальный. Уже одно это говорит о главном - искрометного испанца намеренно "опустили". Вопрос "зачем?" адресуйте постановщику.

Дальше - больше. Коль нет у нас празднично-карнавального "возрождения" значит, дело близится к упадку. Поместье сеньора Альбериго (Борис Химичев), хоть и пестрит бутафорской зеленью (сценография Марии Рыбасовой), но небогато, равно как и туалеты дам и кавалеров. Последние, впрочем, на подобные салонные определения тоже не тянут. Хотя опять же все оправдано текстом - мол, только что закончилась некая война, откуда взяться роскоши? Войну тут же за уши тащат в начало XX столетия, соответственным образом переодевая персонажей (костюмы Виктории Севрюковой). Фелисьяна (Ольга Кабо) щеголяет в мужском брючном костюме с галстуком, Флорела (Екатерина Гусева) - в белом воздушном платьице с матросским воротничком. А уж сам Альдемаро (Гедиминас Таранда) катит на сцену на велосипеде прямо в пропыленной гимнастерке. И тут же у тебя возникает эффект дежавю. Где-то мы нечто подобное уже видели? Ага, в "Дамской войне" Марка Вайля, справедливости ради бывшей со стилем в больших ладах. Сценограф и художник по костюмам - те же самые. Почему бы не заняться отчасти повторением пройденного?

Впрочем, апофеоз прозы жизни -явление на сцене живой козы, которую незнамо зачем всюду таскает за собой служанка Лисена (Татьяна Родионова), закутанная, как колхозница послевоенной поры. Несчастное животное явно не понимает своей роли и все норовит повернуться к публике упитанным задом, несмотря на все ухищрения дрессировщиков-дилетантов. Но даже козе режиссер находит оправдание в двух фразах из диалога на сеновале: "Здесь кто-то есть!" - "Да это же коза". Так что текстовые подробности соблюдены на все сто.

Само же действо выходит под стать монотонной прозе - неспешное, ленивое и излишне бытовое. Словно в основе всего лежал не сюжет остроумного Лопе, а какая-нибудь тягучая "новая драма". Шутки почему-то не смешны, интриги натужны, а танцы оставляют желать много лучшего. Ну и что с того, что на роль Альдемаро приглашен экс-премьер Гедиминас Таранда, кстати, давно уже не новичок и на драматической сцене? От былого пластического мастерства мало что осталось, зато тяжеловесность правит бал. Хотя Альдемаро - Таранда благодаря хореографу Татьяне Борисовой пляшет много и с явным для себя удовольствием. Но у публики создается впечатление, что он действительно всего лишь бывший солдат, где-то случайно разучивший пару-тройку танцев соответствующего уровня. Хорошо хоть ученицы у него оказались весьма способные, особенно Флорела - Гусева, прошедшая школу музыкального спектакля.

И уж совсем непонятно, по каким причинам в начале второго действия режиссер вдруг вспоминает о "высоком" Раз - и все заговорили стихами, которые звучат тем более нелепо, что связаны с комическими сценами сеновала. Два - откуда ни возьмись появились опереточные испанские наряды, плащи и кастаньеты, а с колосников спустились красные тряпки. Три - и слуга Белардо (Александр Леньков), почесав в затылке, объявляет: а зачем нам вся эта поэзия? Четыре - все возвращается на круги своя, включая козу, и не спеша движется к финалу.

"Учитель танцев" давно снискал славу спектакля музыкального. И здесь на сцене периодически появляется маленький живой оркестрик под руководством Матвея Костолевского (он же автор музыки и музыкального оформления). Музыканты с инструментами прячутся в кустах, на балкончике, за кулисами, а то и просто гоняют на велосипедах (новейшая находка, что и говорить!) в компании с прочими. А режиссер даже лишает публику традиционного яркого финала. После всех объяснений и выяснений Альдемаро - Таранда и Флорела - Гусева, обнявшись, застывают в луче света. Только зритель настроился на последний зажигательный аккорд, как свет взял да и погас, а актеры разбрелись. Не знаешь, что и делать - то ли аплодировать, то ли пожимать плечами?

Ирина АЛПАТОВА
Культура 22/04/2004




Copyright © 2004-2005 a-bobrovsky.narod.ru
Сайт управляется системой uCoz