Главная Биография Фотографии Театр Кино Пресса Гостевая Ссылки Почта


Разруха

(Анти)военные действия в Театре им. Моссовета

В Театре им. Моссовета прошли премьерные показы спектакля "Мамаша Кураж и ее дети". Постановку осуществил главный режиссер театра Павел Хомский, заглавную роль сыграла Валентина Талызина. Новейшая версия давно не игравшейся в Москве пьесы Бертольта Брехта оказалась вялой попыткой реанимации политического театра.

Понятно, почему фургон мамаши Кураж вновь появился на сцене: история маркитантки, колесящей по Европе времен Тридцатилетней войны, на раз рифмуется с сюжетами из теленовостей. Мамаша Кураж смотрит на войну как на источник дохода и в результате теряет всех своих детей - двух сыновей и немую дочь Катрин. Аллюзии не требуют пояснений, мораль известна: "Войною думаешь прожить, за это надобно платить" - немецкий классик умел сочинять броские слоганы.

Непонятно только, почему гражданские чувства, переполнявшие авторов премьерного спектакля, помешали им проявить хотя бы минимальную заботу о товарном виде сценического продукта. "Эпический театр" Брехта, конечно, плакатен, но в Театре Моссовета изготовили не плакат, а что-то вроде картины "Сеятель" кисти Остапа Бендера. Работу Павла Хомского отличает сугубое равнодушие и к брехтовской эстетике, и к какой бы то ни было эстетике вообще.

Самое впечатляющее в новом антивоенном шоу - начало и финал. Сценограф Март Китаев насыпал на подмостки могильные холмики и воткнул в них покосившиеся кресты. Под звуки военного марша из могил встают солдаты в оборванных мундирах. Со сцены в зал плывет зловещий кладбищенский туман, скорбный дикторский голос цитирует Брехта; антураж малобюджетного фильма ужасов запросто соединяется со стилистикой парадного сочинения к Дню Победы.

Чтобы зрители не заскучали от пафоса и нравоучений, мамаша Кураж завела военно-полевой роман с полковым поваром Ламбом. Едва появившись на сцене, повар запускает руку под. юбку почтенной маркитантки, после чего народные артисты России Валентина Талызина и Анатолий Васильев, охая и кряхтя, проваливаются в какую-то сценическую яму. Смотреть на это так же неловко, как слушать вокальные упражнения моссоветовских актеров, которые никак не могут попасть в нужные ноты, - даром что в беспомощных опусах композитора Александра Чевского, заменивших в премьерном спектакле старые хиты Курта Вайля, этих нот не больше трех.

Временами кажется, что эта "Мамаша Кураж" собрана даже не из штампов, а из каких-то отходов театрального производства. Несчастная Катрин половину действия прижимает к груди куклу и трагически мычит, массовка в камуфляже тщетно пытается повторить движения, наспех срисованные хореографом Сергеем Виноградовым из учебника по рукопашному бою.

Беда, впрочем, не столько в вульгарности и обилии примитивнейших клише, сколько в уверенности постановщика, что он не развлекает публику, но выполняет некий гражданский долг. "Пока мир и человечество не избавились от войн, пьеса Брехта будет оставаться актуальной, поэтому неудивительно, что сценические коллективы вновь обращаются к ней в попытке преодоления этой безрадостной злободневности", - уныло сообщает программка. Самое печальное в премьерном зрелище - фатальная неспособность его авторов понять, что этика и эстетика некоторым образом все же взаимосвязаны.

Олег Зинцов
Ведомости, 31 мая 2000 года




Copyright © 2004-2005 a-bobrovsky.narod.ru
Сайт управляется системой uCoz