Главная Биография Фотографии Театр Кино Пресса Гостевая Ссылки Почта


К концу века мамаша притомилась

Брехт писал пьесу об ужасах Тридцатилетней войны в 1939 году, имея в виду надвигающуюся Вторую мировую. В Театре Моссовета сегодня пьесу ставят, подразумевая и ту самую Вторую мировую, и афганскую, и чеченскую - в общем, все наши войны сразу.

И в спектакле «Мамаша Кураж и ее дети» словно нарочно собраны самые расхожие наши представления о войне. Много-много хаки в оформлении и в костюмах пританцовывающих нечто вроде брэйк-данса солдат. Голос за сценой, удивительно похожий на тот самый копеляновский из «Семнадцати мгновений весны», который то передает сводки боевых действий с полей Тридцатилетней войны, то мужественно и проникновенно зачитывает пацифистские высказывания Бертольта Брехта. И — могилы, могилы, могилы с нахлобученными на кресты касками.

Один из главных терминов брехтовского театра - «очуждение», лишение события «всего, что само собой разумеется, знакомо, очевидно». Павел Хомский поступает ровно наоборот. Даже знаменитые зонги, с помощью которых Брехт старался прервать действие и взглянуть на него со стороны, режиссер старательно вписывает в привычную для него модель русского репертуарного театра. Зонги превращаются в обычные «песенки», а спектакль уподобляется мюзиклу с песнями и танцами.

Главную героиню брехтовской пьесы. Мамашу Кураж, маркитантку, наживающуюся на войне, вообще-то зовут Анна Фирлинг, а прозвище она получила за неистребимую витальную силу. В данном случае, может быть, имело бы смысл назвать спектакль «Анна Фирлинг и ее дети», поскольку пepcoнажу Валентины Талызиной кличка Кураж не очень подходит. Выглядит Мамаша с самого начала уставшей и странно безразличной ко всему происходящему, а ее энергии едва хватает на метр вокруг нее, не то что на всю сцену.

Глеб Ситковский
Вечерний клуб, 13 мая 2000 года




Copyright © 2004-2005 a-bobrovsky.narod.ru
Сайт управляется системой uCoz