ЧТО СКРЫВАЕТ ФАСАД
Театр имени Моссовета продолжает традицию, начатую им более десяти лет постановкой рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда». На сцене появился новый музыкальный спектакль «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Мюзикл Ф.Уайлдхорна и Л.Брикусса основан на одноименной повести Р.Стивенсона.
Доктор Генри Джекил изобретает чудодейственную инъекцию, позволяющую разделить в человеке доброе и злое начала. Отделить их одно от другого, а затем и (кто знает?) уничтожить зло совсем. Но Джекил встречает яростный отпор в обществе, когда предлагает опыт на человеке. Скорее всего, членов попечительского совета пугают не сами опыты, а их результат. Им нет необходимости уничтожать зло: за счёт него они имеют возможность прекрасно существовать. Леди из высшего общества содержит кабаре, священник частенько захаживает туда, фармацевт между делом снабжает сливки общества наркотиками. К чему таким людям опыты Джекила? Для них он становится не просто странным, но и опасным человеком, который способен отделить их тёмную сторону от светлой и представить на всеобщее обозрение. Джекил решается провести опыт на самом себе. Происходит страшное: зло в нём выходит из-под контроля.
Первая ария мюзикла призывает «заглянуть за фасад», который скрывает все людские грехи и слабости. Я же предлагаю вам заглянуть за фасад, на котором яркими буквами написано: «Премьера музыкального спектакля, в главной роли — Александр Домогаров».
Павел Хомский преподнёс зрителям весьма оригинальный подарок, поручив главную роль в мюзикле актёру известному, любимому, но никогда не певшему на профессиональной сцене. По признанию самого артиста, он долго сомневается всякий раз, когда режиссёр предлагает ему театральную «авантюру». Первой, напомню, была роль Сирано де Бержерака в одноимённой постановке. Тогда театралы и критики удивлялись: как можно поручить роль Сирано, которого все считают уродом из-за длинного носа, Домогарову — актёру с более чем приятной внешностью?
Но вернёмся к вокалу. За полтора года работы над спектаклем Александр Домогаров смог достигнуть видимых результатов. Вам может понравиться или не понравиться его пение, но в любом случае проникаешься уважением к человеку, решившемуся на подобный эксперимент. Музыкальный материал достаточно сложен, и вполне естественно, что некоторые фрагменты пока не поддаются Домогарову. Актёр компенсирует это игрой. Его эмоциональность в иные моменты поражает.
Ирина Климова, исполняющая роль певицы кабаре Люси Харрис, известна как поющая актриса всем, кто был на спектакле «Иисус Христос — суперзвезда». Актриса даже выпустила альбом (к сожалению, единственный). Потому её присутствие в первом составе нового музыкального спектакля вполне закономерно. Единственное слабое место в исполнении — форсирование некоторых музыкальных фраз. Ирине Климовой лучше удаются лирические арии, где нет резких переходов в высоте звука и интонациях. Например, ария, где героиня медленно идёт через зал и размышляет о возможности перемены в своей жизни. А вот номер в кабаре о том, что «зло — личина добра», производит совершенно обратное впечатление.
Несомненные удачи постановки — роли, исполняемые Александром Бобровским (Джон Аттерсон, друг Джекила), Евгением Ратьковым (Спайдер, управляющий кабаре) и Александром Голобородько (отец невесты Джекила). За этими людьми интересно наблюдать и приятно их слушать.
Молодая актриса Лилия Волкова (Эмма Кэру, невеста Джекила) обладает красивым, хорошо поставленным голосом и приятной внешностью, однако ей не хватает чувств и естественности. На сцене она — ученица, старающаяся выполнять все указания режиссёра. Возможно, будущий опыт работы в театре изменит ситуацию.
Работа художника-постановщика Бориса Бланка позволила создать красивые и мобильные декорации. Здесь в который раз помог поворотный круг на сцене театра. Одна и та же декорация поворачивается к зрителям разными углами, позволяет моментально изменить место действия: превратить гостиную в кабаре, а зал попечительского совета — в парк с гуляющими парами. Мир светского общества отделён от низов фигурной решёткой — через неё не перебраться, она не откроет посторонним глазам секретов и тайн живущих там. Всё скрывает фасад...
Некоторые мизансцены спектакля напоминают фрагменты прежних постановок, например, «Иисус Христос — суперзвезда». В сцене перед тем, как Джекил введёт себе роковую инъекцию, он застывает на авансцене на коленях, обращая свою арию куда-то в пространство. Как похоже на Гефсиманский сад! А первая ария спектакля, которую исполняет хор, напоминает своим рисунком увертюру к «Суперзвезде»: точно так же танцоры, разбившись на группы, исполнят по очереди свои партии, а героиню Ирины Климовой опять будут отталкивать от себя все, к кому бы она ни подошла. Финал напоминает о спектакле «Милый друг»: свадьба, гости, и вдруг жених бросается на пол и бьётся в судорогах.
Хочется процитировать фразу из спектакля: «Нельзя ни о чём судить, не испытав это самому». Сходите, послушайте и посмотрите «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда». Новый спектакль яркий и эффектный. Чего стоит хотя бы огненная вспышка, охватившая вдруг мистера Хайда! Танцоры и танцовщицы кабаре, толпа на улицах и элита — всё производит впечатление. Да и сам сюжет, где триллер помножен на любовную историю, понравится многим. Возможно, кто-то увидит в спектакле только Александра Домогарова, а кого-то «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» заставит задуматься о добре и зле. Мне же захотелось перечитать повесть Стивенсона и посмотреть постановку ещё раз. Но только примерно месяца через четыре, чтобы спектакль стал более живым и глубоким.
Наталья САЖИНА
Литературная Россия, 29 апреля 2005 года
|